Двигатель д108 технические характеристики

Бульдозер ДЗ 8 технические характеристики

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Бульдозер ДЗ 8 разработали советские конструкторы на базе популярной серии тракторов Т 100. Модель относилась к 10 тяговому классу и на момент создания имела выдающиеся технические характеристики. За время производства изменений в конструкцию машины практически не вносилось, но это не мешало ей эффективно выполнять свои функции. ДЗ 8 воплощал образец надежности и удачной конструкции. При сравнительно малой скорости модель имела значительное тягловое усилие.

Серия ДЗ 8 снята с производства, но отдельные версии продолжают использовать в различных сферах и сегодня. Бульдозер применяют в промышленности, сельском хозяйстве, горных разработках и на строительных площадках. Основным предназначением машины остается разработка и перемещение грунта до 3 категории и различных материалов. Несмотря на устаревание конструкции, технические характеристики ДЗ 8 остаются актуальными, а одним из главных плюсов модели считается ремонтопригодность и дешевизна использования. Кроме того, данная техника неприхотлива и может эксплуатироваться в различных условиях:

  • на Крайнем Севере;
  • на целинных землях;
  • в пустынных районах Средней Азии;
  • в горной местности.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Габаритные размеры с рабочим оборудованием:

  • длина – 5000 мм;
  • ширина – 3030 мм;
  • высота – 2770 мм;
  • дорожный просвет – 331 мм.

Эксплуатационная масса техники составляет 13430 кг. Максимальное тяговое усилие – 10000 кг.

Бульдозер ДЗ 8 представляет собой доработанную модель трактора Т 100 с бульдозерным оборудованием. Отвал выполнен в виде сварной конструкции. Боковые и промежуточные стенки приварены скобами, в них сделаны специальные отверстия для закрепления подкосов и толкающих балок. Последние шарнирно связаны с рамами гусеничных тележек, что позволяет менять глубину резания грунта и поднимать отвал при необходимости.

Характеристики бульдозерного оборудования ДЗ 8:

  • ширина – 3030 мм;
  • высота – 1100 мм;
  • предельный подъем над опорной поверхностью – 900 мм;
  • предельное заглубление ниже опорной поверхности – 1200 мм;
  • угол резания – 62 градуса.

ДВИГАТЕЛЬ

ДЗ 8 получил стандартную бульдозерную сборку с агрегатом, установленным в передней части. Подобное расположение, при котором основная масса техники приходится на переднюю область, считается классическим. Двигатель Д 108, используемый в технике, имеет 4 цилиндра, расположенных вертикально, нераздельную камеру сгорания, размещенную в поршнях мотора, и шестеренчатый насос, дополненный центробежным регулятором. Отличительной особенностью мотора является наличие 9 распылителей в форсунках. Подобная схема облегчает пуск силовой установки. Для запуска в холодное время года применяется пусковое устройство П-23 с особым стартером.

Параметры двигателя Д 108:

  • рабочий объем – 15 л;
  • номинальная мощность – 108 л.с.;
  • номинальная скорость вращения коленвала – 1070 об/мин;
  • масса мотора – 2100 кг;
  • объем топливного бака – 235 л.

Расход топлива у бульдозера существенно варьируется в зависимости от сложности операций. При малой нагрузке техника потребляет не более 1 л/час. При выполнении сложных работ расход существенно увеличивается.

УСТРОЙСТВО ДЗ 8

ДЗ 8 по конструкции практически полностью копирует трактор Т 100, разработанный специалистами Челябинского тракторного завода. Тяжелая гусеничная техника базируется на прочной полурамной конструкции классического типа с агрегатом в передней части и кабиной, смещенной в заднюю область. Трансмиссия также находится спереди, что определяет место аккумуляции массы. Ходовая часть базируется на жесткой подвеске, потому в процессе активного перемещения на бульдозере чувствуются постоянные толчки. При этом из-за сравнительно малой скорости сила толчков остается небольшой. Гусеничная лента сделана из стандартных звеньев, которые скреплены втулками и пальцами. Бульдозер обладает отличной проходимостью и способен работать на болотистой местности.

Параметры ходовой части:

  • длина опорной поверхности – 2300 мм;
  • удельное давление на грунт (без рабочего оборудования) – 0,47 кг/кв.см.

Трансмиссию ДЗ 8 можно считать самостоятельным узлом. Ее конструкция предполагает наличие сцепной муфты, которую при необходимости можно легко демонтировать. Механическая коробка передач позволяет выбирать скорости из кабины ручным способом. Бульдозер может двигаться в диапазонах 9 передач (5 передних, 4 задних) со скоростью от 3 до 10 км/час.

Поворот техники выполняется при помощи многодисковой муфты сухого типа. При этом одна из гусениц замедляет движение. За счет этого разворот осуществляется на малой площади, а сам бульдозер становится очень маневренным. В состав ведомых дисков входят фрикционные накладки, управляемые посредством специальных серворычагов.

Кабина ДЗ 8 монтировалась в задней области бульдозера за агрегатом на жесткой раме. Для своего времени салон техники был достаточно комфортабельным, хотя и предоставлял минимум удобств. Приборы внутри создавали много шума, оператор также ощущал существенную вибрацию. В сравнении с современными моделями кабина ДЗ 8 могла показаться пережитком прошлого. Тем не менее, достаточные для работы условия она предоставляла. В салоне располагались прибор отопления и вентиляционная система, которые поддерживали нормальную температуру. 4 фары обеспечивали необходимое освещение и позволяли работать в темное время суток.

В салоне также находилось мягкое кресло. Назвать его удобным было тяжело, поскольку оно имело минимум настроек. Органы управления включали рычаги и педали, при помощи которых оператор контролировал работу техники. На приборной панели устанавливались несколько датчиков и индикаторов, помогающих отслеживать состояние машины.

ЦЕНА ДЗ 8

Бульдозеры серии ДЗ 8 сняты с производства достаточно давно. Моделей без пробега в настоящее время купить не удастся. Более того, машин на ходу на рынке практически не осталось. Ценники на них не превышают 300 тысяч рублей. При покупке данного бульдозера следует учитывать, что выпуск запчастей и деталей к нему давно завершен, потому у владельца могут возникнуть определенные проблемы с ремонтом.

Бульдозер ДЗ 8 технические характеристики, устройство, цена

В книге описана конструкция двигателей Д-108 и КДМ-100; даны указания по уходу за механизмами двигателей во время их эксплуатация, правила технического обслуживания и регулировки.

  1. Дизильный мотор Д-108
  2. Система охлаждения дизеля Д-108
  3. БУМАЖНАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ
  4. Назначение
  5. ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
  6. Технические характеристики
  7. Характеристики двигателя
  8. Кабина
  9. Расход топлива
  10. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  11. Габаритные размеры с рабочим оборудованием:
  12. Характеристики бульдозерного оборудования ДЗ 8:
  13. Устройство
  14. ДВИГАТЕЛЬ
  15. Параметры двигателя Д 108:
  16. Преимущества и недостатки
  17. Отзывы
  18. УСТРОЙСТВО ДЗ 8
  19. Параметры ходовой части:
  20. ЦЕНА ДЗ 8
  21. Стоимость нового и б/у
  22. Аналоги

Дизильный мотор Д-108

Дизель Д-108 — этот тракторный дизель является модернизированной моделью дизеля КДМ-100 и выпу­скается с конца 1963 г. В нем введен новый рабочий про­цесс с неразделенной камерой сгорания и с пленочным смесеобразованием, в связи с чем изменена конструкция поршней головок цилиндров, форсунок и некоторых дру­гих деталей. Все остальные детали остались те же. что у дизеля КДМ-100, имевшего предкамерное смесеобра­зование.

Дизель Д-108 характерен массивностью и большой жесткостью основных деталей. Его высокий вес оправды­вается надежностью работы и долговечностью. Дизель Д-108 — четырехцилиндровый. Он снабжен двумя голов­ками, каждая из которых закрывает два цилиндра. В днищах поршней имеются углубления, несколько расши­ряющиеся к основанию, образующие камеры сгорания.

Шатуны имеют гладкий прямой разъем с крышками, в их стержнях просверлены каналы для подачи масла под давлением к втулке поршневого пальца. Коленчатый вал снабжен четырьмя противовесами, привернутыми каж­дый двумя болтами к первой, четвертой, пятой и восьмой щекам. Толкатели клапанов грибкового типа установле­ны в отверстиях кронштейнов, привернутых к блок кар­теру.

Каждый клапан прижимается к седлу двумя концентрично установленными пружинами. Для уменьше­ния износа стержней над клапанами установлены ста­каны, которые свободно перемещаются в отверстиях на­правляющих корпусов, привернутых к верхним стенкам головок цилиндров.

Коромысла клапанов нажимают на днища стаканов и таким образом передают движение клапанам, разгру­жая их от боковых усилий.

Декомпрессионный механизм состоит из продольного валика с четырьмя лысками и четырех штанг, опираю­щихся на лыски и на выступы коромысел впускных кла­панов. При повороте продольного валика два или все че­тыре впускных клапана открываются на небольшую величину. Для улучшения смазки трущейся поверхности стакана в коромыслах имеются сверления, по которым масло поступает от смазываемых под давлением втулок коромысел.

Трехсекционный масляный насос установлен на ниж­ней плоскости картера в средней его части, приводится во вращение от горизонтального валика и шестерни, связанной с шестерней коленчатого вала. Две секции насоса откачивают масло с двух сторон масляного кар­тера. Третья секция забирает масло из средней углуб­ленной полости масляного картера и подает его к масляному радиатору, к масляным фильтрам и затем в масляную магистраль, от которой по поперечным сверле­ниям в стенках блока оно поступает к подшипникам ко­ленчатого и распределительного валов. В период осеннее зимней эксплуатации масляный радиатор выключают при помощи перепускного крана.

Масло фильтруется в двух фильтрах, которые сое­динены параллельно. В каждом фильтре установлены концентрично: снаружи — фильтрующий ленточный эле­мент, пропускающий весь поток масла, и внутри — фильтрующий элемент из хлопчатобумажной нити, про­пускающий часть масла, которое стекает из него в мас­ляный картер.

Система охлаждения дизеля Д-108

Система охлаждения дизеля — закрытая с паровоз­душным клапаном, установленным на верхнем бачке ра­диатора. Водяной насос установлен на кронштейне, ко­торый крепится к блок картеру с левой стороны. Насос приводится во вращение шестерней, связанной с шестер­ней коленчатого вала. Два параллельно действующих термостата включают радиатор в общую систему ох­лаждения при нагреве охлаждающей воды до 70°. Шести лопастный вентилятор приводится во вращение от ко­ленчатого вала дизеля при помощи двух ремней трапе­циевидного сечения.

Читайте также  Тренога для снятия двигателя своими руками

Топливный насос высокого давления со съемными сек­циями подает топливо к установленным на головках цилиндров форсункам закрытого типа с многодырчатыми распылителями. На топливном насосе высокого давления установлен топливоподкачивающий шестеренчатый на­сос и центробежный всережимный регулятор. Топливо фильтруется в ленточном щелевом фильтре с отстойни­ком, который помещен перед топливоподкачивающим на­сосом, и в тонком фильтре с шестью элементами из хлопчатобумажной нити, установленном перед насосом высокого давления.

Пусковой двухцилиндровый четырехтактный карбю­раторный двигатель укреплен на левой стороне блок — картера и связан с венцом маховика дизеля с помощью муфты сцепления, редуктора и механизма автоматиче­ского отключения. Для облегчения пуска дизеля его впускной коллектор обогревается отработавшими газа­ми пускового двигателя и в систему охлаждения посту­пает вода, подогревающаяся в водяной рубашке пуско­вого двигателя.

Для надежного пуска дизеля при низкой температуре окружающего воздуха во впускном коллекторе установ­лено приспособление, создающее мощный факел пламе­ни, состоящее из форсунки, к которой при помощи руч­ного насоса подается топливо, и свечи зажигания, к которой от катушки зажигания поступает ток высокого напряжения.

Двигатель оборудован воздухоочистителем с двумя ступенями очистки. Первая ступень центробежная с самоудалением пыли и вторая — контактно-масляная.

Дизель СМД-7 — этот четырехцилиндровый вихре — камерный дизель характеризуется относительно малыми размерами и весом. Для улучшения наполнения цилинд­ров воздухом впускные каналы выполнены почти прямо­линейной формы и выведены на верхнюю […]

Дизель Д-50. Четырехцилиндровый вихрекамерный дизель Д-50 выпускается с 1963 г. Его характерной осо­бенностью является малый вес при жесткой конструкции основных деталей. Плоскость разъема блок-картера и масляного картера проходит по оси […]

Дизель Д-37М. Это четырехцилиндровый дизель воз­душного охлаждения с неразделенной камерой сгорания. Основой двигателя является литой чугунный картер. Сверху картера в отверстиях, имеющихся в его верхней стенке, установлены литые чугунные оребренные […]

Дизель Д-20. Одноцилиндровый дизель Д-20 имеет неразделенную камеру сгорания, представляющую со­бой выемку эллиптической формы в поршне. Этот дизель создан на базе выпускавшегося ранее дизеля Д-14. Основное изменение заключается в увели­чении […]

На всех современных отечественных тракторах уста­новлены быстроходные (свыше 1000 об/мин) дизели, имеющие много общих конструктивных особенностей. Все они работают по четырехтактному циклу и имеют вертикальное расположение цилиндров. Большинство дизелей четырехцилиндровые […]

Зазор во впускных и выпускных клапанах равен 0,2 мм при прогретом двигателе. При таком зазоре и при правильной установке шестерен по меткам фазы газо­распределения должны быть следующими: открытие впу­скного клапана 8° до в. м. т.; закрытие впускного клапа­на 34° после н. м. т.; открытие выпускного клапана 44° до и. м. т.; закрытие выпускного клапана 8° после в. м. т. Воспламенение рабочей смеси электрической искрой происходит за 25° до в. м. т. Зазор между контактами прерывателя должен быть в пределах

Для осуществления независимого привода поток мощности разветвляется в муфте сцепления одним из трех способов. Первый способ — двойная муфта сцепления с раздельным управлением (трактор Т-40); передняя часть муфты передает через вал 13 (рис. 39) вращение первичному валу коробки передач, а задняя часть муфты Рис. 38. Схема двойной муфты сцепления: А _ муфта включена; б — часть муфты выключена; в — муфта выключена; 1 — маховик; 2 — передний ведомый диск; 3 — передний нажимной диск; 4 — задний ведомый диск; 5 — задний нажимной диск; 6 — корпус муфты; 7 — отжимной рычаг; 8- отводка; 9 — опора отводки;

Для чего служит и как устроен обогатитель? Для улучшения пусковых качеств дизеля необходимо увеличить подачу топлива, что особенно важно, когда плунжерная пара в процессе эксплуатации несколько изнашивается и пропуск топлива через зазоры увеличивается. С этой целью в механизм регулятора введен обогатитель.

БУМАЖНАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ

В книге описана конструкция двигателей Д-108 и КДМ-100; даны указания по уходу за механизмами двигателей во время их эксплуатация, правила технического обслуживания и регулировки.

Бульдозеры родом из СССР (Т-100, Т-150, Т-180, Т-330, Т-500, Т-800)

Вы здесь

Бульдозеры ЧТЗ (Челябинского тракторного завода) выпускаются в среднем и тяжелом классе, которые наиболее востребованы в условиях страны-производителя и стран СНГ. Долгая история производства гусеничных тракторов позволила выработать и отрегулировать характеристики бульдозеров, которые подходят к местным условиям. Некоторые бульдозеры уже сняты с производства, но до сих пор работают на строительных площадках и сельскохозяйственных полях.

К таким бульдозерам относится Т 100, бульдозер, который перестали производить в начале 1980-х годов. Этот бульдозер на тракторной базе производился в 5 модификациях, различающихся местом агрегатирования навесного оборудования (монтируется к передней или задней части), а также наличием или отсутствием управления агрегатированным оборудованием из кабины водителя.

Бульдозер Т 100, технические характеристики

11-тонный гусеничный трактор имеет небольшое удельное давление на почву 0,47 кгс/см 2 . Это позволяет эксплуатировать его на болотистых, рыхлых и песчаных грунтах. Мощность четырехцилиндрового двигателя равна 108 л.с. Дорожный просвет – 391 мм. Этот механический трактор имеет прочные узлы и составные части, что позволяет отдельным экземплярам этой модели до сих пор быть на ходу и выполнять свои функции. Конечно, это происходит благодаря надлежащему техническому обслуживанию и бережной эксплуатации.

Технические характеристики бульдозера Т-100М

Тип трактора гусеничный, общего назначения
Номинальное тяговое усилие, кгс 6000
Масса трактора конструктивная, кг 11100
Удельная металлоемкость, кг/л.с. 102,7
Число передач:
..вперед 5
..назад 4
Диапазон скоростей, км/ч:
..вперед 2,36 — 10,13
..назад 2,79 — 7,61
Колея, мм 1880
База, мм 2370
Дорожный просвет, мм 391
Удельное давление на почву, кгс/см2 0,47
Марка двигателя Д-108
Тип двигателя 4-цилиндровый, четырехтактный с неразделенной камерой сгорания (в поршне)
Номинальная мощность при 1070 об/мин, л.с. 108
Запас крутящего момента, %, не менее 10
Удельный расход топлива двигателя, г/э. л. с. ч. 175
Диаметр цилиндра, мм 145
Ход поршня, мм 205
Рабочий объем цилиндров, л 13,53
Масса двигателя, кг 2100
Емкость топливного бака, л 235
Пуск двигателя пусковым двигателем П-23 с электростартером

Бульдозер Т 150, технические характеристики

Почему-то ошибочно считается, что моделью этого же производителя является Т 150, бульдозер на колесном или гусеничном ходу с дизельным двигателем. На самом деле Т150 производится Харьковским тракторным заводом с 1974 года. Бульдозеры этих двух производителей различаются даже внешне.

Гусеничный трактор массой 8 т. оснащался двигателем СМД-60 мощностью 150 л.с. После прекращения производства этого двигателя, на Т150 устанавливается ЯМЗ 236 ДЗ на 170 л.с. Индекс «Д» указывает на модификацию, оснащенную бульдозерным оборудованием. Модель на колесном ходу имеет индекс «К».

Технические характеристики Т-150

Номинальная эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.) 110 (150)
Частота вращения, об/мин:
..коленчатого вала при номинальной эксплуатационной мощности двигателя 2000
..ВОМ 540 и 1000
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 115
Рабочий объем цилиндров, л 9,15
Удельный расход топлива при номинальной эксплуатационной мощности, г/кВт*ч (г/э. л.с.-ч) 252 (185)
Вместимость топливного бака, л 315
Колея, мм 1435
Продольная база, мм 1800
Дорожный просвет (при погруженных почвозацепах), мм 300
Удельное давление на грунт, МПа (кгс/см2) 0,046 (0,46)
Габаритные размеры, мм 4935 Х 1850 Х 2915 (высота с воздухоохладителем)
Масса конструктивная, кг 6975

Бульдозер т 180, технические характеристики

Другим таким же удачным наследием стал трактор Т 180, бульдозер, производство которого было начато Брянским автомобильным заводом в 1965 году. Это та самая модель, которая установлена в качестве памятника на проходной этого завода.

Трактор оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 175 л.с. и сухой муфтой сцепления. Т 180 характеризируется наличием пятиступенчатой четырех-ходовой механической коробки передач.

Модификация Т-180Г отличается гидросистемой управления навесным оборудование и агрегатированными механизмами. Модификация Т-180КС предназначалась для работы в крайне холодных географических районах. Такие модификации оснащались системой предпускового нагревания. Другими модификациями этой модели были тракторы, предназначенные для агрегатирования с фронтальным погрузчиком, трубоукладчиком и для работы на скальных грунтах.

Технические характеристики Т-180

Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) 128,8 (175)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин 1100
Диаметр цилиндра, мм 145
Ход поршня, мм 205
Рабочий объем цилиндров, л 20,28
Степень сжатия 14
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт*ч (г/э. л.с.-ч) 238 (175)
Вместимость топливного бака, л 325
База, мм 3220
Колея, мм 2040
Дорожный просвет, мм 550
Радиус поворота, м 2,04
Ширина трака гусеницы, мм 580
Высота почвозацепов, мм 75
Удельное давление на грунт, МПа (кгс/см2):
..твердый 0,05 (0,48)
..мягкий 0,03 (0,315)
Габаритные размеры, мм 5420 Х 2740 Х 2825
Масса конструктивная, кг 14950

Бульдозер Т 330, технические характеристики

Бульдозер Т 330 начал выпускаться на Чебоксарском тракторном заводе в 1975 г. Это был один из первых бульдозеров СССР, кабина которого располагалась впереди, что давало машинисту возможность обозревать работу отвала.

Такие технические возможности позволяют использовать этот трактор для земляных работ большого объема. При применении отвала поперечного перекоса можно разрабатывать грунты высокой плотности, а также мерзлый грунт.

Читайте также  Как работает двигатель бензопилы?
Технические характеристики двигателя Т-330

Марка двигателя трактора 8ДВТ-330А
Завод-изготовитель двигателей Волгоградский моторный завод
Тип двигателя бульдозера Дизельный 4-х тактный, с газотурбинным наддувом и воздушным охлаждением.
Эксплутационная мощность, кВт 250
Номинальная частота вращения, об/мин 1700
Количество цилиндров 8V
Диаметр цилиндра и рабочий ход поршня, мм 150х160
Удельный расход топлива, г/кВт.час 230
Расход масла на угар от расхода топлива 3 .

Бульдозер Т 800 – мощнейший бульдозерно-рыхлительный агрегат чистым весом 76,5 т. Производится Челябинским тракторным заводом. Эксплуатационная масса составляет 106 т., так как навесное оборудование весит 29,5 т. Предназначен для обработки особо мерзлых и скальных грунтов. Оснащен 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 820 л.с. Способен являться альтернативой буровзрывных операций при проведении вскрышных работ. В 1990 году являлся самым большим бульдозером мира.

Двигатель д108 технические характеристики

Трактор Т-100 представляет собой тяжелую гусеничную машину, которая предназначена для работы в различных промышленных отраслях. За основу данной модели была взята предыдущая модель С-100 (Сталинец-100), а именно она была кардинально изменена и модифицирована. Но стоит отметить, что в переходе от С-100 до Т-100 был один экспериментальный образец, известный как Т-108, который в дальнейшем послужил в роли модифицированной версии и был переименован в Т-100М.

Впервые гусеничный трактор Т-100 покинул конвейер Челябинского тракторного завода 9 октября 1963 года. Машина вышла довольно успешной по всем параметрам, и в 1968 году на выставке специальной техники удостоила золотую медаль. С 1977 года трактор начал вбирать в себя некоторые элементы конструкции от трактора Т-130. Интересный факт, данный трактор (Т-100) в конце 70-х годов является переходной моделью к полноценной модели Т-130, так как на то время у завода не было средств для быстрой реализации серийного производства трактора Т-130. Но в 1983 году это положение удалось изменить, и Т-100 уступил свое место и больше не выпускался.

Устанавливался дизельный двигатель марки Д-108 (тот самый с экспериментального образца Т-108). Данный мотор рассчитан на малые обороты, однако, крутящий момент был достаточно высок. Но на первых машинах устанавливался КДМ-100, который был унаследован от трактора Сталинец-100. Отличиями этих двигателей не только по мощностным показателям, но также и по конструкции камеры сгорания. А именно у КДМ-100 была сферическая камера сгорания, когда у Д-108 камера сгорания была перенесена во внутреннюю часть поршней.

Навигация по статье

Назначение

Гусеничный трактор Т-100 во времена своего серийного производства пользовался довольно большой популярностью практически во всех областях, а именно он исправно трудился в строительстве каких-либо объектов, выполнял различные задачи промышленных отраслей, осуществлял поставленные задачи в сельских хозяйствах, а также проделывал разные виды работы в лесных хозяйствах. Эту машину по праву можно назвать легендарной.

Трактор предназначался для таких работ, как разравнивание рабочих площадок, перемещение сыпучих масс грунта и других подобных материалов на небольшие расстояния, вспахивание полей с грунтом различной плотности, культивирование, боронирование, подготовка почвы к посеву, посев и многое другое.

После выхода болотоходной версии (о ней речь пойдет позже), трактору открылась работа на болотистых участках, торфяниках и на вязких грунтах.

Навесное оборудование

Универсальность данного трактора объясняется довольно большим количеством навесного оборудования, с которым машина могла принимать участие в работах того или иного вида. Навесное устройство трактора предусматривало установку следующих навесных агрегатов:

  1. Фронтальный бульдозерный отвал. Данное оборудование чаще всего являлось базовым, но его также можно было приобрести отдельно от машины. Этот отвал обладает довольно простой конструкцией, он способен лишь подниматься и опускаться, а изменений поворота, перекоса и прочих функций он не имеет. Проще говоря, это прямой отвал.
  2. Разнообразное плужное оборудование.
  3. Навесные культиваторы.
  4. Боронировочное оборудование.
  5. Корчеватели.
  6. Трубоукладчики.

Модификации

Трактор Т-100 выпускался в нескольких версиях, а именно это:

  • Версия Т-100М. Является базовым трактором общего предназначения без гидравлического оборудования и задней навески, но с лебедкой, установленной в задней части корпуса трансмиссии. Так сказать чистая модель.
  • Модификация Т-100МГС. Представляет собой сельскохозяйственную машину, которая обладает гидравлическим оборудованием, задним навесным устройством и хвостовиком вала отбора мощности вместо лебедочного оборудования. Это позволяет использовать как навесное оборудование, так и прицепное.
  • Модификация Т-100МГП. Основной областью применения данной модификации являются промышленные отрасли. В данной модели также имеется гидравлическое оборудование, фронтальная навесная система, устройство для сцепки с другими агрегатами (жесткий тип). Лебедку производитель посчитал лишней для этой версии, и поэтому она была убрана, но вместо этого появилось место под установку хвостовика вала отбора мощности. На заводе задняя навесная система не устанавливалась, однако, специальные крепления для нее имеются, что позволяет при необходимости установить навесное устройство самостоятельно.
  • Модификация Т-100МБ. Данная версия как раз и есть та самая болотоходная, которая упоминалась вначале. Но стоит отметить, что, как и у модели Т-100М здесь отсутствует гидравлическое оборудование и задняя навесная система, но имеется лебедочное оборудование. Ширина гусеничной ленты была увеличена, что и позволило машине выполнять определенную работу на болотистых участках, торфяниках и вязких грунтах.
  • Модификация Т-100МБГ. А вот это уже полноценная, работоспособная версия болотоходного трактора, так как здесь уже имеется гидравлическое оборудование, фронтальная навесная система, устройство для сцепки с другими агрегатами (жесткий тип), а также хвостовик вала отбора мощности.
  • Модификация Т-100Т. Представляет собой машину, предназначенную для функционирования с трубоукладчиками. Переднее и заднее навесные устройства были убраны из конструкции трактора. Вместо этого было вмонтировано несколько мест, предназначенных для крепления специализированных навесных агрегатов.
  • Модификация Т-100МГП-1. Является, так сказать, летней версией трактора, так как прежняя металлическая кабина была заменена каркасом с навесом, но его в случае необходимости можно было демонтировать. Присутствует гидравлическая система, оборудование, заднее и переднее навесное устройство.
  • Модификация Т-100МЗ. Эта модификация является в какой-то степени базовой, но использует уже некоторые узлы конструкции от трактора Т-130. Стоит отметить, что серийное производство данной модели осуществлялось одновременно с выпуском этого же Т-130.
  • Модификация Т-100МЗБ. Является болотоходной версией, которая была создана на модели Т-100МЗ. Площадь гусеничной ленты была увеличена в целях повышения устойчивости и проходимости трактора. Здесь отсутствует практически все, кроме лебедочного оборудования.
  • Модификация Т-100МЗГП. Представляет собой последнюю версию, на которой и прекратилось окончательно серийное производство данного трактора. Здесь установлено гидравлическое оборудование, фронтальная навесная система, устройство для сцепки с другими агрегатами (жесткого типа), хвостовик вала отбора мощности и гидравлические сервомеханизмы, отвечающие за управление поворотов машины. Данные механизмы позволяли прилагать меньше усилий при повороте, чем на базовой модели трактора.

Технические характеристики

Габаритные данные:

  • Конструкционная длина – 4255 миллиметров.
  • Ширина по гусеничной ленте – 2460 миллиметров.
  • Высота по кабине – 3059 миллиметров.
  • Ширина колеи – 1880 миллиметров.
  • Длина опорной поверхности гусеничной ленты – 2370 миллиметров.
  • Дорожный просвет – 330 миллиметров.
  • Гусеничная (продольная) база – 2370 миллиметров.

Эксплуатационные значения:

  • Конструкционная масса – 11100 килограмм.
  • Удельное давление на почву – 47 килограмм на один квадратный сантиметр.
  • Номинальное тяговое усилие – 6000 килограмм.
  • Тип двигателя – дизельный.
  • Марка двигателя – Д-108.
  • Количество цилиндров в блоке двигателя – 4.
  • Тип камеры сгорания – неразделенная камера сгорания (в поршне).
  • Тип запуска – посредством пускового двигателя.
  • Модель пускового двигателя – П-23.
  • Номинальная мощность на выходе – 79.44 киловатт/108 лошадиных сил.
  • Запас крутящего момента – не менее 10 процентов.
  • Удельный расход топлива за одни рабочий час – 175 грамм топлива на одну лошадиную силу.
  • Сухая масса силовой установки – 2100 килограмм.
  • Максимальная скорость передвижения вперед – 10.13 километров в час.
  • Максимальная скорость передвижения назад – 7.61 километров в час.
  • Минимальная скорость передвижения вперед – 2.36 километра в час.
  • Минимальная скорость передвижения назад – 2.79 километра в час.

Трансмиссия:

  • Тип коробки переключения передач – механическая.
  • Количество передач переднего хода – 5.
  • Количество передач заднего хода – 4.

Подвеска и управление:

  • Тип подвески – жесткий.
  • Способ управления поворотами – бортовыми фрикционами и тормозной системой.
  • Тормоза – бортовые.

Вместимость емкостей трактора:

  • Топливный бак – 235 литров.

Особенности

В 1960-х годах трактор Т-100 является наиболее комфортабельной специальной техникой, так как в кабине были установлены фонари, позволяющие работать в темное время суток. Имеется система вентиляции принудительного типа, суть которой состоит во всасывании воздуха из кабины в силовую установку, правда уровень шума из-за этого был повышен.

Трактор в то время славился своей высокой надежностью и простой конструкцией. Возникновение неисправностей можно было решить прямо на рабочем месте подручными средствами, а дальнейшее техническое обслуживание трактора не вызывало больших затрат денежных средств.

Модель является довольно универсальной и применялась практически во всех имеющихся сферах. Во-первых, это объясняется обширным набором разнообразного оборудования, а во-вторых, производитель создал большое количество различных модификаций, удовлетворяющих требования всех имеющихся на то время видов работы.

Силовой агрегат обладает довольно высокими мощностными характеристиками, что позволяло запросто работать с высокими нагрузками.

Проходимые качества машины также на высоте, по крайней мере, по тем временам. Машина способна проделывать какую-либо работу на болотистых участках и прочих видов вязких поверхностей.

Недаром, в период с 1960-х годов по 1970-е года данный трактор являлся самой лучшей специальной техникой гусеничного типа передвижения.

Видео

Двигатель

Гусеничный трактор Т-100 оснащался дизельным мотором марки Д-108. Данный двигатель послужил основой для переделок предыдущих моделей. Этот двигатель имеет несколько необычную конструкцию, так как камеры сгорания были размещены в самих поршнях. В блоке имеется четыре цилиндра диаметром в 145 миллиметров. Суммарный объем всех четырех цилиндров составляет 15530 кубических миллилитров. Ход поршней составляет 205 миллиметров. Вся работа агрегата осуществляется за четыре такта. Номинальная мощность на выходе составляет 79.44 киловатт или же 108 лошадиных сил и достигалась данная отметка при частоте вращений коленчатого вала в 1070 оборотов в минуту.

Конструкционная масса этого силового агрегата довольно велика, а именно она составляет 2100 килограмм. Запас крутящего момента составляет не менее 10 процентов, что позволяло эксплуатировать трактор в довольно суровых условиях. Запуск двигателя осуществлялся посредством отдельного бензинового двигателя марки П-23, который был оснащен собственным электрическим стартером. Этот пусковой мотор был впервые применен на технике промышленного предназначения.

По сравнению с агрегатами предшествующих моделей тракторов, у данного двигателя была изменена конструкция. Помимо измененной камеры сгорания, как было описано выше, были также изменены и топливные форсунки, а именно вместо одного отверстия было пять отверстий. Фильтрующий элемент смазывающих жидкостей был оснащен реактивной центрифугой.

Степень сжатия в камерах сгорания была специально понижена для осуществления быстрого и легкого запуска двигателя, как при обычных температурных условиях, так и при довольно низких. Но, казалось бы, из-за этого двигатель может потерять определенный процент номинальной мощности и тягового усилия, однако путем улучшенного смесеобразования и сгорания топлива камерах сгорания удалось получить высокие мощностные показатели.

Цена нового и б/у

В настоящее время практически не осталось моделей Т-100 в абсолютно новом техническом состоянии, соответственно и отыскать такую машину довольно сложно. Но все же, стоимость на новый трактор Т-100 начинается от 300 тысяч и заканчивается 400 тысячами российских рублей.

Поддержанных машин имеется намного больше, но, как правило, выставляют на продажу технику лишь частные продавцы. Стоимость подержанного трактора колеблется в пределах от 150 тысяч и до 350 тысяч российских рублей. Основными факторами, от которых и зависит стоимость машины, являются год производства, версия (модифицированная или же базовая), техническое состояние, количество наработанных моточасов, а также дополнительное оборудование, если, конечно, такое имеется.

Трактор Т 100

Трактор Т 100 – это машина, которая уже не выпускается, но по сей день применяется. Широко используется в строительстве, промышленности, на горных разработках в качестве вспомогательной машины, иногда – в сельском хозяйстве. Имеет большое тяговое усилие и небольшую максимальную скорость.

Он является прекрасным образцом советского машиностроения. Эта гусеничная машина была сделана на основе другой, не менее известной – «Сталинец сто». Машины трудились на целине, на строительстве БАМа, в условиях Крайнего Севера и знойных песков Средней Азии. Даже сейчас, когда на рынке появились современные бульдозеры CAT и других производителей, эти трактора востребованы и работают и на стройке, и в сельском хозяйстве, и в коммунальных службах.

Назначение

Изначально трактор должен был называться С-100М, так как это глубоко модернизированный С-100. Основная модификация комплектовалась отвалом и являлась бульдозером.

Однако на его основе были и другие машины:

  • Т-100МГС – сельскохозяйственный пропашной трактор
  • Т-100М – тягач с лебёдкой
  • Т-100МГП – модификация для строительства и промышленности, имела возможность установки навесного оборудования спереди и сзади
  • Т-100МБГ – предыдущая модификация, созданная для работы в болотах и имевшая широкие гусеницы
  • Т-100МБ – болотный тягач с лебёдкой
  • Т-100Т – трубоукладчик

и многие другие, такие, как подъёмный кран, копёр, корчеватель и т.д. Всего модификаций было более двадцати. Трактор выпускался на Челябинском заводе с 60-х по 80-е годы прошлого столетия.

Технические характеристики

Сотка имел технические характеристики, которые позволяли ему работать в самых тяжёлых условиях:

  • Тип движителя – гусеничный
  • Тяговое усилие – 10 тонн
  • Двигатель – дизельный
  • Расположение кабины – заднее, двигателя – переднее
  • Бортовые тормоза и фрикционы, позволяющие управлять движением
  • Жёсткая подвеска
  • Бортовая электросеть – генератор 200Вт, напряжение сети – 12В, фар – 4, имеется освещение внутри кабины
  • Скорость – от 3 до 10 км/ч
  • Количество скоростей вперёд – 5, назад – 4.

Более конкретные технические характеристики зависят от каждой модели. Технические характеристики Т 100 делали его отличным рабочим инструментом там, где требовалось значительное тяговое усилие и большая мощность.

Характеристики двигателя

Двигатель – Д-108, дизельный, водяного охлаждения с паровоздушным клапаном закрытого типа. Мощность двигателя – 108 л.с. Двигатель очень массивный, жёсткость деталей делает его «долгожителем» среди моторов – известны случаи, когда без серьёзного ремонта эти моторы активно эксплуатировались 50 лет. Этот двигатель ставился не только на трактор – он использовался и на экскаваторах, дизель-генераторных станциях, других машинах.

Запуск двигателя осуществляется при помощи пускового двухтактного карбюраторного двигателя, который расположен сбоку от основного. Такая система позволяет запустить трактор даже тогда, когда на улице стоит 50-градусный мороз. Разумеется, следует использовать зимнее дизтопливо. Прогрев и запуск занимают от нескольких секунд до получаса.

  • Номинальная мощность – 108 л.с.
  • Число цилиндров – 4
  • Порядок работы – 1-3-4-2
  • Расположение цилиндров – вертикальное
  • Степень сжатия топливной смеси – 14
  • Обороты на холостом ходу – от 500 до 1140
  • Топливо – солярка, ГОСТ 305-62. Летняя или зимняя, в зависимости от времени года.
  • Топливный насос – шестерёнчатый с центробежным регулятором.
  • Имеется фильтр топлива для грубой и тонкой очистки.
  • Минимальный крутящий момент на валу – не менее 75 кГс на метр.

Кабина

Трактор имеет закрытую жёсткую одноместную кабину. В кабине устанавливается наклонное лобовое стекло и дворники. Сиденье мягкое. Кабина оборудована системой обогрева.

Расход топлива

Расход топлива – 174 г/л.с.ч. Расход, как и у любого трактора, зависит от выполняемой работы. Максимальный – чуть менее 2 л. в час. В среднем, при обычных режимах работы, расход, который имеет трактор Сотка не превышает одного литра в час. Бульдозер С 100 оставил в наследство этому трактору жёсткую подвеску.

При работе тракторист испытывает значительное количество ударов и толчков. Впрочем, учитывая, что максимальная скорость трактора – 10 км/ч, эти вибрации и толчки редко имеют большую силу, и в большинстве случаев тракторист чувствует себя достаточно комфортно на мягком кресле. Модель Т-100МГБП имеет кабину, оборудованную гидроусилителями поворота и фрикциона, что сильно облегчает труд тракториста.

Устройство

Классическая бульдозерная компоновка – двигатель и трансмиссия в передней части, кабина – в задней. Внизу расположены гусеницы. Навесное оборудование и приводы расположены в передней и задней части трактора.

Преимущества и недостатки

Главные достоинства этой машины – большая тяговая мощность, отличное сцепление с грунтом и непревзойдённая надёжность. Недостатки – низкая максимальная скорость. Из-за неё трактор находит ограниченное применение в сельском хозяйстве в качестве пропашного трактора. Чтобы скомпенсировать низкую скорость, во время освоения целины трактор Т 100 комплектовали тремя-пятью плуговыми сцепками, обеспечивая большую ширину пропашной полосы.

Отзывы

Михаил, тракторист со стажем 25 лет:

– Работаю в лесохозяйстве, трактор используется для корчёвки пней. Я сел на этот трактор, когда мне было 24 года, сразу после обучения. С тех пор мы побывали с ним во многих местах нашей области, где занимались прокладкой просек и расчисткой пней после лесозаготовки. Трактор имеет «мужской» характер, и для того, чтобы управлять им, на рычаги приходится нажимать с усилием. Однако надёжность его выше всяких похвал. За всё время проходил только плановый ремонт, и ни одного аварийного.

Чем может комплектоваться

Комплектуется различными моделями навесного оборудования, лебёдками. Вся навеска управляется при помощи гидроцилиндров. Наиболее распространённая модификация – с бульдозерным отвалом.

Стоимость нового и б/у

Новый трактор вряд ли удастся найти в продаже – последний сошёл с конвеера завода в 1983 году. Взамен него сейчас выпускаются другие, более современные модели. Стоимость б/у может составлять от 100 до 500 тыс. рублей в работоспособном состоянии.

Аналоги

Предшественник — трактор С 100 «Сталинец», или «Эска». Преемник – трактор Т-130, более современная модель, отличающаяся большим комфортом для машиниста.

Трактор можно покупать, использовать. Для эксплуатации ему необходим прицеп-транспортировщик, так как двигаться по дорогам с асфальтовым покрытием гусеничная техника не может.

Машина очень мощная и проходимая, хотя и медленная.