Двигатель d21al технические характеристики

Технические характеристики двигателя Д-21, цена нового и б/у

Прекрасные технические характеристики двигателя Д-21 делают его незаменимым в коммунальной сфере, в области сельского хозяйства и промышленности. Это бескомпрессорный четырёхтактный дизельный мотор с системой охлаждения с помощью воздушной среды, используемый в ряде спецтехники, к примеру, в тракторах, на тракторных самоходных шасси автопогрузчиков малых габаритов, автономных (передвижных) компрессорных станциях, дизельных электростанциях, сварочных аппаратах.

Дизельный мотор имеет большой крутящий момент в широком интервале оборотов, что придаёт машинам мобильность.

Главные характеристики мотора

Дизель Д-21 отличается экологичностью. В составе отработанных газов дизельных моторов содержится меньшее количество угарного газа, чем в бензиновых моторах. Дизельное горючее является нелетучим, за счёт чего максимально снижается возможность возгорания силовой установки, к тому же в таких двигателях применяется система зажигания. Регулирование частоты вращения в моторе осуществляется при помощи уменьшения магнитного потока либо увеличения величины напряжения на якоре.

Характеристики следующие:

  1. Двигатель д21а1 обладает мощностью (исходя из лошадиных сил) — от 1500 до 2000 оборотов в минуту.
  2. Параметры мотора: длина — 689 миллиметров, высота — 865 миллиметра, ширина — 628 миллиметров.
  3. Вес дизельного двигателя составляет исходя из объёма комплекта — 272-295 килограмм.
  4. Мотор располагает двумя цилиндрами диаметром 105 мм и объёмом 2.08 литра.
  5. Ход поршня мотора составляет 120 мм с коэффициентом сжатия — 16 и крутящим моментом, составляющим 113/104/103 Нм.
  6. Удельный расход дизельного топлива составляет 180/177/176 г/л.с.час. Объём смазки — 7 литров. Потери смазки на угар — 0,3-0,5%.
  7. Вращательная частота коленвала при заводской мощности мотора — 1800 об/мин. Вращательная частота коленвала при работе вхолостую: предельная — 1950 оборотов в минуту, предельно-устойчивая — 800 оборотов в минуту.

Основные системы и механизмы

Метод образования смеси в моторе — камера сгорания с прямым вспрыскиванием горючего. Регулирующий механизм вращательной частоты коленвала — центробежный с корректором ввода горючего, не зависящий от режима. Двигатель имеет инжектор закрытого типа с распылителем со множеством струй. Также снабжён фильтрами тонкого и грубого очищения, масляным инерционным очистителем воздуха, счётчиком моточасов.

Система смазки — комбинационная и работает под давлением от масляного насоса и путём разбрызгивания. Двигатель имеет систему естественного охлаждения с использованием воздуха. Тепловая регуляция мотора осуществляется с помощью дросселя, расположенного на выходе охлаждённого воздуха из вентиляторного устройства. Запуск мотора осуществляется с помощью стартёра.

Мотор имеет свечу накаливания, используемую для нагревания воздушной атмосферы. Свеча находится на входном коллекторе. Поршни у двигателя изготовлены из алюминия. Внутри их конструкции располагается камера сгорания.

Справа у двигателя располагается декомпрессионное устройство, используемое для упрощения запуска двигателя. При использовании этого устройства полость цилиндра соединяется с воздушной средой. Декомпрессор может использоваться для отключения мотора в случае аварийной ситуации. Также с правой стороны в головках цилиндров расположены форсунки впрыска горючего. Внизу мотора располагается электрический стартёр.

С целью очищения дизельного горючего используются две системы фильтрации. Вначале топливо попадает в отстойный фильтр, а в дальнейшем осуществляется очистка горючего при помощи фильтра тонкого очищения, сменяемый очистительный элемент которого произведён из пряжи либо фильтрующей бумаги.

Вибрации, присущие 2-цилиндровым дизельным двигателям, устраняются при помощи уникальной системы уравновешивания, исполненной в виде вала с противовесами.

Газораспределительное устройство состоит из:

  1. Газораспределяющей шестерни.
  2. Привода клапанного устройства.
  3. Распредвала.

Запуск газораспределительной системы осуществляется от коленвала с использованием газораспределительных шестерён. При работе данных шестерён происходит задействование насосов и уравновешивающего вала.

Конструкционно элементы мотора закреплены на главном блоке, с вылитым из чугуна корпусом. В блоке расположены опоры для подшипников распредвала (три штуки) и вала устройства уравновешивания (две штуки). Места для посадки гильз в последующем подвергаются расточке. На внешних сторонах гильз есть тонкостенные ребра, используемые для совершения процесса охлаждения. При производстве внутренние стенки подвергаются высокоточной обработке. Зеркальная поверхность стенок обладает большим уровнем чистоты.

Головка цилиндра сделана из сплава на основе алюминия и подвержена термической обработке. Шатуны изготовляются из хромированной стали.

Купить двигатель Д 21 новый можно на Авито.

Основные преимущества

Достоинства двигателя заключаются в следующем:

  • присутствие системы охлаждения при помощи воздуха облегчает работы по его установке, использование и техобслуживание двигателя (нет потребности во внедрении радиаторного устройства, расширительного бачка и иных деталей, требуемых при охладительной системе на основе жидкости). Помимо этого, система охлаждения с помощью воздуха даёт возможность применять дизельный мотор в любых зонах климата с температурным диапазоном от +40С до -40С;
  • уникальная система уравновешивания, погашающая электрическую вибрацию, наблюдаемую у 2-цилиндрового мотора;
  • небольшие габариты, достаточно небольшая масса двигателя;
  • удельная потеря горючего имеет уровень лучших образцов производства;
  • наилучшая компоновка на машине и удобство осуществления технического обслуживания.

Самодельный трактор с двигателем д 21 и бу мотор также можно приобрести на Авито и других сайтах.

Характеристики двигателя Д 21

Тракторный двигатель Д 21 выпускается с 1967 года и, в несколько доработанном виде, продолжает сходить с конвейера до сих пор. Им комплектуют различные тракторы, самоходные шасси и некоторую другую технику. За более чем полвека своей истории Д-21 зарекомендовал себя как надежный и безотказный мотор с небольшим расходом топлива, а ещё — простой в эксплуатации и обслуживании.

  1. Описание двигателя
  2. В какой технике используется
  3. Технические характеристики
  4. Обслуживание Д21
  5. Возможные неисправности и ремонт
  6. Стоимость
  7. Заключение

Описание двигателя

Сборка двигателя Д 21 ведется на Владимирском тракторном заводе. Он принадлежит к семейству дизельных моторов с воздушным охлаждением. Данная модель имеет два цилиндра, однако в семействе также есть трех-, четырех- и шестицилиндровые силовые агрегаты. Большинство деталей унифицированы, что позволяет избежать проблем с запчастями и упрощает ремонт.

Сегодня Д-21 выпускается под маркой Д-120. Доработанный мотор получил увеличенную мощность и частоту вращения коленвала. Мотор обладает рядом преимуществ, среди которых:

  1. Воздушное охлаждение устроено на порядок проще жидкостного и позволяет избежать установки радиатора, расширительного бачка и других элементов. При этом оно достаточно эффективно, чтобы защищать мотор от перегрева при температуре до +40 градусов.
  2. Большой диапазон температур. Мотор уверенно запускается при температуре до -40 градусов и не перегревается в жару. Таким образом, укомплектованная им техника может использоваться во всех регионах России.
  3. Особый уравновешивающий механизм, который минимизирует вибрацию. Вибрация — распространенная проблема двухцилиндровых силовых агрегатов, и в Д-21 она успешно решена.
  4. Компактные габариты и сравнительно небольшой вес. Это упрощает перевозку, монтаж и демонтаж в случае ремонта.
  5. Экономичность. По расходу топлива мотор успешно конкурирует с зарубежными аналогами.
  6. Оптимальная компоновка, облегчающая обслуживание и ремонт.

Двигатель имеет высокие характеристики и большую работоспособность

В основе конструкции — чугунный картер, защищающий детали от механических повреждений. Внутри расположены цилиндры, головки цилиндров и картер маховика. Также имеются крышки распределительных шестерен и переднего листа. Данные детали — основа для фиксации остальных деталей мотора.

Силовой агрегат устанавливается на раме трактора или самоходного шасси так, чтобы топливная аппаратура, а также впускной и выпускной трубопроводы были расположены слева по ходу трактора. Там же находятся средний дефлектор и свеча подогрева. В передней части размещены горловина картера двигателя, осевой вентилятор, счетчик моточасов и топливные фильтры. Здесь же находится щуп измерения масла: можно одновременно проверить уровень и восполнить расход, если необходимо. Также в передней части мотора расположили шкив привода вентилятора и генератора с необходимыми метками, облегчающими диагностику и ремонт. Справа по ходу движения расположены механизм привода декомпрессора, пусковой стартер и кожух 3 вентилятора. Сзади находится кожух маховика. Двигатель удачно сбалансирован, а также расположен оптимально для обслуживания и ремонта.

Д-21 — четырехтактный двигатель. Его рабочий цикл состоит из четырех тактов: впуска воздуха и топлива, сжатия, рабочего хода, выпуска газов.

В какой технике используется

Поршневая группа данного мотора устанавливалась на тракторы Т-40, Т-25А, Т 28Х4М и различную дорожностроительную технику. Данные тракторы также выпускались Владимирским тракторным заводом, и двигатель рассчитан в первую очередь на работу с ними. Некоторые модели успешно пережили конкуренцию. В частности, сегодня можно купить двигатель Д 21 на трактор Т 25, так как эта модель выпускается и пользуется небольшим, но устойчивым спросом как в аграрной, так и в строительной или коммунальной сферах.

Читайте также  Виды топливных систем дизельных двигателей

Кроме того, Д-21 часто сопровождает дизельные электростанции, а также мобильные компрессорные и сварочные установки.

Технические характеристики

Характеристики двигателя:

  • тип — четырехтактный;
  • количество цилиндров — 2;
  • расположение цилиндров — вертикальное;
  • мощность — 25 л.с / 18,4 кВт;
  • расход топлива — 241 г/кВтч / 177 г/л.с.ч;
  • топливо — дизельное;
  • охлаждение — воздушное, принудительное;
  • относительный расход масла — от 0,3 до 0,5 %.

Двигатель устанавливается на трактор Т 25

Габаритные размеры:

  • длина — 689 мм;
  • ширина — 628 мм;
  • высота — 865 мм.

Вес — от 272 до 295 кг в зависимости от комплектации (без масла).

Двигатель бескомпрессорный, оснащен непосредственным впрыском топлива. Технические характеристики двигателя Д 21 продуманы и сбалансированы таким образом, чтобы мотор работал долго и безотказно, а также легко поддавался диагностике и ремонту даже в полевых условиях.

Обслуживание Д21

Подробно виды и периодичность техобслуживания описаны в инструкции. Здесь следует сказать, что все работы можно разделить по периодичности на:

  • ежесменное (через каждые 10 часов моточасов);
  • раз в две недели (через 125 м/ч);
  • ежеквартальное (через 500 моточасов);
  • сезонное (через 1000 м/ч или дважды в год).

Отработанные моточасы отображаются на специальном счетчике, расположенным под капотом. В целом, обслуживание сводится к контролю уровня масла и своевременному его доливу, сезонной замене масла, осмотру мотора на наличие утечек и видимых повреждений. При появлении посторонних звуков (стука, лязга) следует остановить работу и выполнить диагностику и необходимый ремонт. При своевременном и качественном обслуживании мотор проработает безотказно в течение многих лет.

Двигатель нуждается в своевременном обслуживании

Возможные неисправности и ремонт

Среди наиболее распространенных неполадок — износ подшипников коленвала или коренных подшипников, выработка ресурса вкладышей и т. д. На них указывают глухой стук в нижней части картера, шумы в зоне передвижения поршня или коренных опор коленвала. Также следует обращать внимание на любые посторонние звуки топливопроводах, перебои в работе мотора и трудности при его запуске. В идеале, ремонт двигателя Д 21 должен выполняться в сервисном центре, особенно если речь идет о современной модификации. Однако на практике старые двигатели ремонтируют своими руками, благо простая конструкция позволяет делать это при базовых технических знаниях и навыках авторемонта.

Стоимость

Новые двигатели Д-120 предлагаются по цене от 250 до 280 тыс. руб. Подержанные экземпляры дешевле. В среднем, цена двигателя Д 21 «с пробегом» находится в диапазоне от 25 до 50 тыс. руб. За эту сумму можно найти подержанный мотор в хорошем состоянии и полностью рабочем состоянии.

Также есть компании по продаже восстановленных двигателей, то есть прошедших капитальный ремонт. Считается, что их качество максимально приближено к новым, при этом цена ниже. Отдельно стоит упомянуть неисправные моторы, предлагаемые на запчасти — их стоимость может достигать и нескольких десятков тысяч рублей.

Заключение

В целом, Д-21 и его современные модификации сохраняют невысокую, но устойчивую популярность. Это надежные и экономичные моторы, прочно занявшие место в нише двигателей для легких тракторов, самоходных шасси и различных мобильных станций. Спрос подтверждают постоянно обновляющиеся предложения на порталах продажи техники и запчастей. Несмотря на то, что модели больше полувека, сегодня свободно можно купить двигатель Д 21 бу или его новую модификацию. При правильном обслуживании даже подержанный мотор прослужит долго и безотказно.

Двигатель серии Д 21: характеристики, неисправности и тюнинг

Двигатель Д 21 – силовой агрегат производства Владимирского моторо-тракторного завода (1945). Он входит в семейство дизельных моторов с воздушным охлаждением, где базовым является четырехцилиндровый силовой агрегат Д-37 (1962). Это семейство включает в себя большое количество моторов с разным количеством цилиндров, большинство узлов которых унифицированы между собой.

Двигатель Д 21 – широко распространенный двухцилиндровый мотор, который уже более 50 лет находится в серийном производстве (1967). В настоящее время известен под индексом Д 120. От первоначального варианта он отличается повышенной мощностью.

Технические характеристики

Двигатель Д 21 (Д 120) производится в трех вариантах исполнения, которые отличаются друг от друга разными мощностными параметрами (см. таблицу).

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЕ
Мощность, л. с. 30 л. с. при 2000 об/мин.
25 л. с. при 1800 об/мин.
21 л. с. при 1500 об/мин.
Количество цилиндров 2
Объем цилиндров, л 2.08
Диаметр цилиндра, мм 105
Ход поршня, мм 120
Сжатие 16
Крутящий момент (в зависимости от лошадиных сил), Нм 113/104/103
Система подачи дизельного горючего Непосредственный впрыск
Удельный расход дизельного горючего (в зависимости от лошадиных сил), г/л.с.час 180/177/176
Марка моторного масла, летом/зимой М10Г, М10В / М8Г, М8В
Количество моторного масла, л 7
Потери масла на угар, % 0,3. 0,5
Габаритные размеры, мм 689х628х865
Вес, кг (зависит от исполнения) 264. 292

Двигатель устанавливается на тракторы Т-25, Т-30 и др., шасси самоходные Т-16, погрузчики малогабаритные, дизельные электростанции, автономные (передвижные) компрессорные и сварочные установки.

Описание

Силовой агрегат Д 21 – бескомпрессорный 2-цилиндровый четырехтактный мотор воздушного охлаждения, запуск которого осуществляется электростартером.

Для очистки дизельного топлива применяются два фильтра. Сначала горючее попадает в фильтр-отстойник, а затем очищается с помощью фильтра тонкой очистки, где сменный фильтрующий элемент изготовлен из фильтровальной бумаги или пряжи.

Вибрации, характерные для двухцилиндровых моторов устраняются с помощью оригинальной уравновешивающей схемы. Она конструктивно выполнена в виде вала с закрепленными противовесами.

Газораспределительный механизм (ГРМ) включает в свой состав:

  • газораспределяющие шестерни;
  • распредвал;
  • привод клапанного механизма.

ГРМ приводится в действие от коленвала с помощью газораспределительных шестерен. С помощью этих же шестерен приводятся в действие насосы и уравновешивающий вал.

Конструктивно все составные части мотора закрепляются на основном блоке, корпус которого отлит из серого чугуна. В нем предусмотрены опоры для подшипников распредвала (3 шт.) и вала механизма уравновешивания (2 шт.). Посадочные места для установки гильз цилиндров в дальнейшем растачиваются.

Гильзы цилиндров также отливаются из серого чугуна. На их наружных поверхностях имеются тонкостенные ребра, предназначенные для охлаждения. Внутренние стенки цилиндров термической обработке не подвергаются, однако при изготовлении обрабатываются с высокой точностью. Их «зеркальная» поверхность отличается также высокой степенью чистоты поверхности.

Головка цилиндра отливается из алюминиевого сплава и затем подвергается термообработке. Шатуны изготовлены из хромистой стали.

Техническое обслуживание

Для двигателя Д 21 установлены такие виды техобслуживания:

  1. ежесменное – через каждые 10 часов работы;
  2. ТО-1 – через 125 часов эксплуатации;
  3. ТО-2 – после каждых 50 часов работы;
  4. ТО-3 – через 1000 часов эксплуатации;
  5. сезонное – при переходе к осенне-зимнему или весенне-летнему периодам эксплуатации.

Во время замены моторного масла необходимо учитывать, что в качестве основной марки используется масло М10Г (летом) и М8Г (зимой). Замена его осуществляется через каждые 480 моточасов.

При использовании моторного масла марки М10Б замена должна проводиться через каждые 120 моточасов.

Ежесменное ТО мотора сводится к визуальному осмотру и контролю за уровнем моторного масла в картере.

Важно! Запрещается запуск мотора при недостаточном уровне моторного масла, который контролируется масляным щупом.

Количество отработанных моточасов определяется по счетчику, расположенному под капотом.

Перечень работ, проводимых во время всех видов ТО, приведен в нормативно-технической документации на двигатель, причем все они, за исключением ежесменного, должны осуществляться в условиях специализированных ремонтных участков.

Дизельный двигатель Д 21 при своевременном и качественном проведении всех видов техобслуживания работает безотказно в течение длительного времени.

Неисправности

НЕИСПРАВНОСТЬ ПРИЧИНА
Глухой стук в нижней части картера, усиливающийся при резком увеличении числа оборотов коленвала. Износ подшипников коленчатого вала.
Глухой шум среднего тона в зоне передвижения поршня. Износ или проворачивание шатунного вкладыша.
Глухой шум низкого тона в зоне коренных опор коленвала. Износ вкладышей коренных подшипников.
Перебои в работе мотора на малых оборотах, шипение в топливопроводах, трудности при его запуске. Неисправен газораспределительный механизм:
неплотное прилегание клапанов к седлам;
нарушены тепловые зазоры в приводе клапанов;
поломка клапанных пружин;
износ деталей механизма.

Тюнинг

Тракторные моторы не подвергаются тюнингу по той простой причине, что трактора изначально разрабатываются для выполнения конкретных задач. Конструирование их силовых агрегатов осуществляется комплексно. При этом оптимизируется сочетание основных технических параметров как силовых агрегатов, так и самих транспортных средств. Конечно можно, например, увеличить мощность мотора, расточив его цилиндры, однако это приведет к нарушению работы:

  • трансмиссии;
  • вспомогательных систем (смазка, охлаждение и пр.);
  • изменению коэффициентов сцепления шин с грунтом и пр.

Кроме того, такие работы отличаются высокой сложностью, требуют много времени и при этом абсолютно не гарантируют достижения поставленной цели. Поэтому намного проще для выполнения конкретной работы использовать трактор соответствующей мощности.

Двигатель ГАЗ 21 – легенда достойная уважения

Двигатель ГАЗ 21 — это силовой агрегат, который был разработан в 50-е годы 20 века. Так, моторы не получили широкого распространения, но обладали высокими техническими характеристиками. Кроме этого, на автомобиль устанавливались экспортные варианты силовых агрегатов, которые работали на дизельном топливе.

Технические характеристики

Мотор ГАЗ 21, он же ЗМЗ 21/21А обладал достаточно высокими техническими характеристиками. На то время почти все Волги оснащались двигателями объемом 2,5 литра, кроме экспортных вариантов, которые для советского человека были почти не доступны. Так в 60-е годы практически все водители хотели иметь 21-ю модель ГАЗа, что было показателем престижа и достатка.

Силовой агрегат был разработан на базе не менее знаменитой модели — Ford Mainline. Также, некоторые элементы двигателя были взяты с других моделей американских автомобилей 50-х годов. Кроме Форда, схожие конструктивные особенности можно проследить в силовыми агрегатами — Plymouth Savoy, Chevrolet 210 DeLuxe, Kaiser Henry J и Opel Kapitän.

Рассмотрим, основные технические характеристики, которыми обладают двигатели ГАЗ-21:

ГАЗ-21Б

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Объем 2,4 литра (2432 см. куб)
Мощность 65 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Диаметр цилиндра 88 мм
Расход 13 литров на 100 км
Система охлаждения Жидкостное
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3

ЗМЗ 21/21А

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Объем 2,5 литра (2445 см. куб)
Мощность 69-76 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Диаметр цилиндра 92 мм
Расход 13 литров на 100 км
Система охлаждения Жидкостное
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3

ЗМЗ 21Е/ 21Д

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Объем 2,5 литра (2445 см. куб)
Мощность 80-85 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Диаметр цилиндра 95 мм
Расход 13 литров на 100 км
Система охлаждения Жидкостное
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3

Двигатель Perkins (экспортный вариант)

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Дизель
Система впрыска ТНВД
Объем 2,3 литра (2295 см. куб)
Мощность 68 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Система охлаждения Жидкостное

Двигатель Rover

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Дизель
Система впрыска ТНВД
Объем 2,3 литра (2300 см. куб)
Мощность 65 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Система охлаждения Жидкостное

Indenor XDP 4.90

Наименование Характеристика
Марка Indenor XDP 4.90
Конфигурация V-образная восьмерка
Тип Дизель
Топливо Дизельное топливо
Объем 2,1 литра (2112 см куб)
Мощность 75 л.с.
Диаметр цилиндра 90 мм
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Питание ТНВД BOSCH
Охлаждение Жидкостное
Ресурс 300 тыс. км

Как видно, автомобиль ГАЗ 21 имел широкий выбор силовых агрегатов. Конечно, дизельные двигатели были экспортным вариантом, который поставлял в Европу. Особенно большое количество транспортных средств с маркировкой 21 получила Бельгия.

Обслуживание мотора

Бензиновые моторы обслуживались довольно просто и по накатанной схеме. Так, межсервисное техническое обслуживание должно проводиться в диапазоне 10-12 тыс. км пробега. Что касается дизельных вариантов, то согласно сервисной документации, ТО проводится в приделах 8-10 тыс. км.

Поскольку автомобилю и двигателям больше чем полвека, то до нашего времени дошло не много оригинальных силовых агрегатов. В основном автомобилисты используют модифицированный или усовершенствованный мотор.

В техническое обслуживание двигателя входит замена масла и фильтров. Если эту процедуру проводить регулярно и в точности с рекомендациями завода изготовителя, то можно сохранить первоначальный ресурс в 250 000 км пробега.

К тому же, современные технологии позволяют это сделать. Так, использование полусинтетического качественного масла поможет не только сберечь ресурс двигателя, но и сохранить основные конструктивные элементы от повышенного износа.

Тюнинг и доработка

В последнее время стало популярным проводить тюнинг старых автомобилей. Так, автолюбители покупают автомобили с многолетней историей и дарят им новую жизнь. Кроме кузова дорабатывается также и двигатель. Конечно, чип тюнинга в данном моторе не предусмотрено, а вот провести расточку и добавить несколько дополнительных узлов можно, что поможет увеличить мощность.

Каким же образом проводится тюнинг мотора? Многие тюнинг-ателье предлагают заменить стандартный мотор на силовой агрегат зарубежного производства, с инжекторной системой впрыска. Но, не все автолюбители идут на это и стараются доработать старый силовой агрегат.

Двигатель растачивается до стандартных размеров ЗМЗ-24 — 92 мм. Это не всегда получается, да и существует вероятность того, что стенки между цилиндров треснут. Также, заказывается и устанавливается новый коленчатый вал. Заменяется клапанный механизм на более облегченный.

Чтобы улучшить впрыск топлива меняется впускной коллектор и карбюратор. Чтобы обеспечить получение полноценной воздушно-топливной смеси, необходимо заменить воздушный фильтр с нулевым сопротивлением. Для особых фанатов добавления мощности можно установить турбонагнетатель.

Неотъемлемым элементом доработки мотора является тюнинг системы охлаждения и выпуска отработанных газов. Так, вместо стандартной системы охлаждения в двигатель устанавливается силиконовые патрубки, доработанный водяной насос, а также алюминиевый радиатор.

Чтобы мотор не перегревался, к радиатору крепится электровентилятор принудительного включения. При этом датчик температуры располагается на радиаторе. Для полной уверенности, на силовой агрегат ставится модифицированный термостат.

Что касается системы выпуска отработанных газов, то на автомобильном рынке моно подобрать и найти подходящие варианты, поскольку ассортимент выбора достаточно широкий. Так, бельгийское тюнинг ателье Deht-Wretheer проводило доработку 21-й волги и устанавливало выхлопную производства TrialDWQ, производства Германии.

Ретро выставки

Мотор ГАЗ 21 в оригинальном исполнении очень цениться на ретро выставках, поскольку с каждым годом этих силовых агрегатов становится все меньше и меньше. Так, за последнее десятилетия, кроме тюнинга довольно большой популярностью стали пользоваться ретро автомобили.

Неотъемлемой частью этой культуры является и ГАЗ 21 со своим легендарным двигателем. Молодому поколению интересно, какие моторы устанавливались полвека назад, и на каких силовых агрегатах ездило целое поколение автомобилистов.

Как показывает практика, ретро автомобили ГАЗ 21 с оригинальным двигателем в последние годы значительно выросли в цене, поскольку все больше коллекционеров старается получить данное транспортное средство себе в коллекцию. Основополагающим вопросом, который задается перед осмотром автомобиля, является — оригинальный ли мотор установлен на транспортном средстве?

Вывод

Мотор ГАЗ 21 стал легендой целого поколения. Они верой и правдой служили 30 лет, а некоторые дошли до нашего времени. Так, двигатели, которые устанавливались на автомобиль, имели высокие технические характеристики и ресурс.

Провести обслуживание, ремонт и тюнинг силового агрегата достаточно просто. Так, любой автомобилист, который знаком с конструктивными особенностями мотора, сможет заменить масло и отремонтировать мелкие повреждения. Что касается капитального ремонта, то рекомендуется его проводить на автосервисе.

Турбореактивный авиационный двигатель АЛ-21Ф.

Турбореактивный авиационный двигатель АЛ-21Ф.

Разработчик: ОКБ-165 А.М.Люльки
Страна: СССР
Построен: 1966 г.
Начало гос. испытаний: 1966 г.
Принят на вооружение: 1967 г.

Для того, чтобы турбореактивный двигатель развивал большую тягу, необходимо увеличивать степень повышения давления воздуха в компрессоре и температуру газа перед турбиной, а экономичность достигается при оптимальном соотношении этих параметров и высоких К.П.Д. узлов. На пути реализации этих требований перед конструктором встает множество трудноразрешимых задач, особенно минимизации массы и габаритов двигателя.

В 1965 году, началась разработка проекта ТРД третьего поколения. Реализация предъявленных требований была на пределе возможностей одноконтурных одновальных ТРД, однако было принято решение схему двигателя не менять. В конце 1966 года, изготовлены первые экземпляры АЛ-21Ф (устанавливался на опытном самолёте).

Для обеспечения высокой степени повышения давления компрессор был выполнен 14-ступенчатым с 10 поворотными направляющими аппаратами. Это гарантировало как высокую газодинамическую устойчивость, так и высокий К.П.Д. Малая масса компрессора и двигателя в целом обусловлена широким применением в нем титановых сплавов. Турбина имела воздушную систему охлаждения с автоматическим регулированием расхода охлаждающего воздуха. Впервые за форсажной камерой устанавливалось сверхзвуковое регулируемое сопло Лаваля. Управление режимами работы обеспечивалось многофункциональной гидромеханической системой.

В январе 1970 года началось проектирование АЛ-21Ф-3 (изделие 89).

Двигатель состоит из:
-осевого 14-ступенчатого компрессора (10 направляющих аппаратов с поворотными лопатками (1 входной аппарат, 4 первых ступени и 5 последних));
-прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания с 12 жаровыми трубами;
-3-х ступенчатой турбины;
-прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры;
-регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью;
-турбостартера с агрегатами системы автономного запуска;
-коробки приводов агрегатов самолета и двигателя;
-системы регулирования и топливной автоматики;
-систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения.

Двигатель применялся на самолетах: Су-17, Су-24, МиГ-23Б, МиГ-27.

-АЛ-21Ф (изделие 85) — базовый. Выпускался с 1967 года. Устанавливался на Су-17.
-АЛ-21Ф-3 (изделие 89) — форсированный. Отличался увеличенным расходом воздуха, повышенными давлением и температуры газа перед турбиной. Выпускался с марта 1970 года. Устанавливался на МиГ-23Б, Су-17М, Су-24, Су-24М.

-АЛ-21Ф-3АИ — Турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-21Ф-3АИ состоит из осевого 14-ступенчатого компрессора с поворотными лопатками направляющих аппаратов, прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания, трехступенчатой осевой турбины, прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры, регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью, а также турбостартера ТС-21 с агрегатами системы автономного запуска, коробки приводов агрегатов самолета и двигателя, системы регулирования и топливной автоматики, систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения. Система управления двигателем — гидромеханическая с электронным регулятором температуры газов типа РТ-12-3, гидромеханическим насосом-регулятором НР-53 и регулятором сопла и форсажа РСФ-53. Задание режима работы силовой установки осуществляется рычагами управления двигателями (РУД), расположенными на левом пульте кабины летчика и связанными с рычагами насосов-регуляторов двигателей системой тяг и качалок. Запуск двух двигателей может производиться как последовательно, так и одновременно. Раскрутка роторов двигателей при их запуске на земле обеспечивается турбостартерами ТС-21, запуск которых, в свою очередь, осуществляется электростартером либо от аэродромных источников питания, либо от автономных бортовых источников тока — аккумуляторных батарей. Запуск двигателей в воздухе происходит при вращении их роторов на режиме авторотации, под действием набегающего потока воздуха.

-АЛ-21Ф-3АТ — доработанный. Отличался компоновкой. Устанавливался на Су-24, Су-24М.

-АЛ-21ФТП — турбопрямоточный (проект). Разработан для проекта гиперзвукового самолёта Як-33.

Тип двигателя: АЛ-21Ф-1 / АЛ-21Ф-3АИ
Тяга максимальная, кгс: 6800 / 7800
Тяга на форсаже, кгс: 9600 / 11200
Удельный расход топлива на форсажном режиме, кг/(Н*ч): 0,194 / 1,86
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/(Н*ч): 0,074 / 0,76
Температура газов перед турбиной, °C: 990 / 1370
Длина, мм: 5340 / 5340
Максимальный диаметр, мм: 1030 / 1030
Масса, кг: 1580 / 1700
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 88,5
Степень повышения давления в компрессоре: 12,7 / 14,5.

Двигатель АЛ-21Ф-3.

Двигатель АЛ-21Ф-3.

Двигатель АЛ-21Ф-3.

Двигатель АЛ-21Ф-3.

Двигатель АЛ-21Ф-3. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина, Ленинградской области.

Двигатель АЛ-21Ф в экспозиции авиамузея.

Двигатель АЛ-21Ф в экспозиции авиамузея.

Список источников:
М.А.Куликов. Су-24 Фронтовой бомбардировщик.
В.Ф.Кудрявцев. Авиационные двигатели А.М.Люльки.

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Двигатель M21D24

Основное о двигателе

К производству силового агрегата концерн БМВ приступил в январе 1983 г. На заводе, построенном в Штайере, до середины декабря 1992 г. было выпушено более 174 экземпляров M21D24. Это первый силовой агрегат концерна, который работает на дизеле и имеет 6 цилиндров. Отметим, что этот мотор был создан на основе бензиновой установки M20, имеющей ременной привод.

Рассмотрим технические характеристики агрегата M21B24, устанавливаемого на BMW Е30/Е28

Характеристики двигателя M21D24

Мощность, л.с. 115
Тип топлива Дизельное топливо
Объем, см*3 2443
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 210 (21) / 2400; 220 (22) / 2400
Тип двигателя Рядный, 6-цилиндровый
Диаметр цилиндра, мм 80
Количество клапанов на цилиндр 2
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 115 (85) / 4800
Нагнетатель Турбина
Степень сжатия 22
Ход поршня, мм 81
Расход топлива, л/100 км 7.3
Выброс CO2, г/км 165

Преимущества

Блок цилиндров двигателя монолитный, создан из чугуна и имеет 30-градусный наклон вправо, что характерно большинству двигателей немецкого производителя. Однако его головка выполнена из алюминия с расположением распредвала наверху. Топливные насосы для установки – VE, поставляемые компанией Bosch. На автомобилях БМВ для управления мотором применен электронный блок ME. Его задача — формировать сигналы, чтобы менять объем подаваемого дизтоплива. Регулятор ТНВД, меняя положение плунжерного золотника, одновременно регулирует процесс нагнетания.

Потенциометр связывает его с ME-блоком. Количество дизтоплива зависит от коленчатого вала, частоты его вращения, температурной величины охлаждающей жидкости, того, в каком положении находится педаль газа, всасываемого воздуха/горючего, скоростного режима авто, давления наддува. Все эти данные датчики передают системе. Получив необходимую информацию, ME-блок оптимально рассчитывает топливную подачу для разных рабочих режимов силового агрегата: запуск, прогревание, регулирование оборотов и пр. Система выполняет демпфирование авторывков, если водитель резко нажимает акселератор.

Инновационная самодиагностика гарантирует надежность управления силовым агрегатом. Если наблюдаются неисправности в функционировании в узлов двигателя, система самодиагностики начинает использовать запасные элементы, обеспечивая силовой установке оптимальную работу. Вся информация о неисправностях фиксируется в памяти системы с помощью сканера.

Недостатки

По отзывам большинства автовладельцев, основными проблемами двигателя являются:

  • Перегрев. Если система охлаждения M21D24 неисправна, ГБЦ быстро нагревается. Нужно проверить состояние помпы, радиатора, термостата и наличие в системе воздушных пробок;
  • Невозможность завести агрегат. Причина – вышел из строя блок, управляющий свечами. Потребуется ремонт или замена;
  • Чувствительность установки к сверхвысоким температурам;
  • Горит датчик давления масла, свидетельствующий о потерях. Основная причина – неисправен шланг подключения к масляному радиатору;
  • Глухой шум при холостых оборотах. Были удары по цилиндру, точнее, по его поршню;
  • Включение стартера. Заедает включатель зажигания;
  • Течет масляный насос M21D24. Причины – он вышел из строя или подобная участь постигла гидротрансформатора в КПП.

Модификации

У двигателя M21D24 три модификации. Два агрегата появились в 1983 г. Мощность обоих моторов составляла 114 «лошадей», однако у них отличался крутящий момент, соответственно, 210/220 Нм. Спустя два года немцы создали третий вариант силовой установки. У неё мощь была 84 «лошадок», а крутящий момент составлял 152 Нм.

Чип тюнинг

Конечным итогом чип тюнинга двигателя будет увеличение его мощности, крутящего момента, улучшение работы и снижение расхода горючего. Другой вопрос – стоит ли его делать? Скорее всего, более выгодной операцией будет покупка более нового мотора, чем чиповка старого мотора со многими проблемами.